Свято-Спасский храм г.Тула -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Православная библиотека
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Богослов.ру
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
счетчик посещений
Тульская Митрополия Московский Патриархат

 

Храм в честь Нерукотворенного образа Спасителя – Спасский – или как его называют в народе Спас-на-горе´, находится в Зареченском районе г.Тулы в центре старого кладбища, что на улице Пузакова. Это удивительно благодатный небольшой уютный храм, расположенный среди многовековых деревьев и «тихих» могилок усопших православных христиан. Он выстоял в самые смутные времена и до наших дней сохранил свой первозданный облик.

                                                                История храма 

История Спасского храма насчитывает более двухсот лет. Начало ее связано с эпидемией чумы конца 1771 года, которая принесла тяжелое горе утраты близких во многие семьи туляков. Тесные городские погосты были тогда переполнены, умерших хоронили за городом, в поле.В конце 1771 г. Правительствующим Сенатом был издан указ «о нехоронении в городах при церквах, об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях» не ближе 100 сажен от жилья.В феврале 1772 года Тульское духовное Правление вместе с оружейной и Провинциальной канцеляриями и магистратом решили отвести места для двух кладбищ – на Посадской и на Оружейной стороне. Кладбище Оружейной слободы  предполагалось разместить у устья речки Тростянки, но священники зареченских храмов отметили, что место это топкое и сырое, и предложили расположить клад­бище «на песчаной горе по дороге Ужовке вдоль той же Тростянки». Таким образом, в конце XVIII века на холме между Большими и Малыми Гончарами появилось одно из трех городских кладбищ.В августе 1772 года дана была храмозданная грамота на построение деревянной Спасской кладбищенской церкви, а в 1773 году храм уже возвели. Освятил его во имя Нерукотворного Образа Спасителя архимандрит Тульского Предтечева монастыря Иоаким.Храмозданная грамота на построение уже каменной Спасской церкви была дана в сентябре 1803 года. В 1807 году на месте деревянной церкви на средства купцов Федора и Ивана Лисицыных и на пожертвования жителей  оружейной стороны был воздвигнут каменный храм с двумя приделами: с южной стороны — во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», с северной — во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи (последнего алтаря в настоящее время нет).По своему архитектурному плану храм принадлежит к распространенному в Туле трапезному виду: западная часть храма, более широкая и вместительная, соединяется узким проходом с небольшим по величине собственно храмом. Прекрасен иконостас, отделанный мрамором  (перенесен из Знаменского храма). Площадь храма составила 112,7 м2 , площадь двух алтарей – 24,6 м2 , а площадь паперти – 10,5 м2 .Старая деревянная церковь была разобрана в 1809 году, продана за 350 рублей, кроме железа и иконоста­са, «на обжежку извести», а вырученные деньги пошли на позолоту иконостаса в новой каменной церкви. Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя, называемая также церковью Спаса-на-горе´, построена в формах классицизма. Она очень изящна. На колокольне имелось шесть колоколов. Имена архитекторов – Феодор и Виктор. Согласно Тульскому синодику, священником тогда числился Ключарев Иоанн Григорьев (1806 – 1837).

В середине XIX столетия в храме на иконах и утвари находилось более трех пудов серебра 84-й пробы. Но это не являлось показателем благосостояния церкви. Спасская кладбищенская церковь бедствовала. Сохранилась резолюция от 3 мая 1860 года, где архиепископ  Тульский  и  Белевский Алексий призвал «другие зареченские храмы (Знаменский и Сергиевский), которые имеют значительное число прихожан и удовлетворительное внутреннее благолепие», оказывать помощь «бедной до крайности Спасской кладбищенской церкви». Призыв был услышан.В начале XX века староста церкви — владелец чугу­нолитейного завода Яков Родионович Алпатов изго­товил чугунную ограду и ворота кладбища. Он же яв­лялся попечителем открытой в 1898 году приходской школы и оплачивал наёмное помещение, в котором размещалась школа. Но проводить занятия в съемных помещениях было неудобно.Сохранились, сведения о том, как священник Петр Боженов пытался добиться разрешения на строительство небольшого дома для школы. В декабре 1901 года о.Петр писал, обращаясь в различные инстанции: «Теснота наемного помещения, неприспособленность его для школы и невозможность воспользоваться более удобным помещением, так как школа находится на окраине города, заселенной ремесленниками, имеющими дома небольших размеров, а также строгая требовательность домохозяев, предъявляемая ученикам школы, требовательность, доходящая до непозволения вполне приличных игр во дворе — все это вместе взятое позволяет желать и заботиться о приобретении или устройстве собственного школьного здания». К прошению прилагались план будущей школы, приблизительная цена материалов и стоимость строительных работ, значительную часть которых был готов взять на себя купец Алпатов. Кроме того, отец Петр просил разрешения использовать на строительство школы де­сятую часть годового кладбищенского дохода. Оставалось лишь уладить формальности, но началась бесконечная бюрократическая волокита. Вопрос так и не был решен. В описях за 1905 год упоминается одноклассная приходская школа, где обучались 36 человек. Она по-прежнему находилась в наемном доме.В первые годы советской власти Церковь захлес­тнула волна обновленчества, но служители  Спасского храма строго дер­жались  исконно пра­вославного уклада.Перед Великой Отечественной войной храм закрыли решением оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области от 22 июня 1939 года.  В архиве есть протокол заседания Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области с пометкой: «Хранить наравне с материалами, не подлежащими оглашению».В 1941 году по Спасскому кладбищу проходила  линия обороны города от немецко-фашистских войск. На несколько месяцев храм стал огневой пози­цией, на его колокольне установили пулемет, а в его здании размещалась воинская часть, которая отнес­лась к нему на удивление бережно.

 

Возрождение

 

После сталинской «церковной оттепели» в 40-е годы XX столетия храм возвратили верующим. Вплоть до эпохи перестройки, Спас-на-горе´ был одним из четырех действовавших в Туле храмов. Прихожанам Спасской церкви пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть храму первозданный вид. В 1971 году над плащаницей была сооружена позолоченная сень.В 1991 году здание храма было поставлено на госох­рану в качестве памятника истории и культуры регио­нального значения.В 2000 г. и 2007 г. в Спасском храме производились реставрационные работы, в 2009 г. – обновление иконостасов обоих алтарей, в 2010 г. – ремонт крыши храма. В 2011 г. производились:  ремонт купола храма, штукатурные работы, ремонт полов.  Построено в виде часовни ограждение «непопираемого места». Произведена замена освещения в храме. На средства прихода и  благотворителей были заменены колокола, установлены кованные врата при входе на территорию кладбища, асфальтирована дорога к храму, подведено освещение.В настоящее время в храме, посвященном как и прежде Нерукотворенному образу Спасителя, сохранился один южный придел в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».Церковная история повествует, что Живоносный источник был явлен самой Божией Матерью будущему императору Льву Маркеллу близ Константинополя в 450 г. и прославился чудесными исцелениями. На этом месте был возведен храм во имя Пресвятой Богородицы, получивший название Живоносного или Живоприемного источника.Из самых отдаленных уголков Тулы люди приезжают в Спас-на-горе´  поклониться здешним святыням – чудотворному образу Божией Матери «Знаме­ние» и «Спасу Нерукотворному». Среди чтимых святынь и икона Божией Матери «Живоносный Источник». Верующие непременно останавливаются также у икон Божией Матери «Утоли моя печали» и блаженной старицы Матроны.На протяжении почти всей своей истории приход Спасского храма оставался од­ним из самых скромных в Туле. Но молитвенная жизнь всегда горела здесь, словно  неугасимая лам­пада.Се­годня, как прежде, тихо и ровно течет духовная жизнь Спасского прихода. Здесь светло, радостно и  все дышит любовью.

 

                                                                       Народные традиции

В 1880 году в «Русском филологическом вестнике» были опубликованы материалы о народных обычаях, преданиях и поверьях, записанных в Тульской губер­нии. Один из них – Горская выставка невест в Туле.Этот обычай проходил ежегодно 16 августа (по ст.стилю), в Туле, у Спасской кладбищенской церкви. «Горскою» эта выстав­ка называлась потому, что Спасская церковь расположена на возвышенном месте, как и вся местность, окружаю­щая ее.Самая выставка невест состояла в следующем.Прямо после литургии, которую почти всегда слу­жил местный Преосвященный, близ церкви в огром­ном количестве собиралась молодежь – молодые парни и девушки – и располагались в известном по­рядке.У самой церкви и немного в отдалении от нее стояли в стройном порядке девушки в два ряда, а посередине между этими рядами прогуливались молодые парни и смотрели на стоящих девиц. Почти каждый при этом выбирал себе невесту. Мало-помалу ряды выставленных невест начинали редеть, и уже образовывался один длинный, сплошной ряд, в котором гуляли попарно молодые люди и деви­цы.Такое гуляние продолжалось вплоть до самого ве­чера. При этом на кладбище происходило нечто вроде ярмарки, где продавались разные разности. В этот день многие туляки считали долгом посетить это кладбище и погулять там.Несомненно, традицией было присутствие за богослужением не только на престольные праздники, но и в дни поминовения усопших, родительские субботы с непременным посещением могилок скончавшихся сродников.

                                                        Спасское кладбище

 

На Спасском кладбище на сегодняшний день известны, по крайней мере, семь надгробий XVIII века.На этом кладбище покоятся купцы Минаевы, представители одного из родов самоварщиков Баташевых, самоварщики братья Шемарины и их мать. Здесь же – огромный семейный участок оружейников, а впоследствии купцов, потомственных почетных граждан Лялиных.С 1902 г. действовал комитет по благоустройству кладбища под председательством тульского купца В.И. Каменева.В 2005 г. во время работ по исследованию и  благоустройству кладбища, проводившихся сотрудниками муниципального музея «Тульский некрополь», было обнаружено семейное захоронений князей Назаровых: надгробия богородицкого городничего Егора Михайло­ва Назарова, его первой жены Екатерины Степановны, второй жены Анны Павловны, иx дочери Агриппины. По архивным источникам было установлено, что дочь Егора и Екатерины Назаровых Елизавета вышла замуж зa Дмитрия Николаевича Гончарова, родного брата жены А.С. Пушкина Наталии Николаев­ны, владельца имения в Полотняном заводе. О князе Егоре Назарове неоднократно упоми­нает в своих записках А.Т. Болотов.Летом 2006 г. вблизи храма было найдено семейное захоронение купцов Лисицыных – пока что два надгробия. Надпись на большом белокаменном саркофаге не читается. Под маленьким саркофагом погребен сын Назара Лисицына – Михаил, проживший всего шесть пет.Есть на Спасском кладбище братское за­хоронение советских воинов времен Великой Отечественной.

 

 НЕРУКОТВОРЕННЫЙ  ОБРАЗ  СПАСИТЕЛЯ

История   возникновения  Нерукотворенного Образа Спасителя не  относится  к тому, что написано в Евангелии и посланиях апостольских.   Святой  апостол Иоанн Богослов в Евангелии дважды свидетельствует, что не только то, что записано евангелистами, но многое и другое и много других чудес сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин.20.30 и Ин.21,25).  То что не записано в Евангелии и посланиях апостольских, а передавалось словесно еще  от  св.Апостолов,  относится к Священному Преданию, о соблюдении которого увещевает нас апостол Павел: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены  или словом  или  посланием  нашим» (2Сол.2,15).  Отсюда ясно, говорит блаж.Феофилакт Болгарский, что многое и без писем, а через слово (живым языком) передавали апостолы. «Между тем и то, и другое» (и Писание и Предание) «равно достоверно». И то что не написали св.Апостолы, то после них, когда христианство распространилось,   написали и преподали словесно ученики их.Повествование о возникновении Нерукотворенного образа Господня оставил нам  историк древней христианской Церкви епископ Кесарии Палестинской Евсевий.Вот что он пишет: «Божественность Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, ради чудотворной своей силы прославляемая между всеми, привлекала к Нему надеждою исцеления от болезней и различных страданий безчисленное множество даже чужестранцев, живших далеко от Иудеи. По этой причине и царь Авгарь, с великою славою управлявший народами, обитавшими за Евфратом, но страдавший тяжкою болезнию (проказою), не излечимою человеческими средствами, как только услышал об Имени и чудесах Иисуса, … тотчас послал к Нему письмо, прося исцелить его от болезни». Древний историк Евсевий приводит и само письмо Авгаря переведенное с Сирийского языка: «Авгарь, Эдесский владелец, приветствует Иисуса благаго Спасителя, явившегося в стране Иерусалимской. Я слышал, - писал Авгарь, – о Тебе и Твоих исцелениях, что Ты совершаешь их без всяких лекарств и трав. Говорят: Ты слепым даешь зрение, хромым хождение, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов, исцеляешь страждущих долговременною  болезнию и воскрешаешь мертвых. Слыша это о Тебе, я положил в своем уме одно из двух: или, что Ты Бог и творишь это, сошедши с неба, или Ты Сын Божий, если совершаешь такие дела. Итак, я счел нужным просить Тебя сим письмом: посети и исцели меня от болезни. Я же и слышал, что Иудеи ропщут на Тебя и хотят причинить Тебе зло. Город мой хотя очень не велик, но  почетен и в нем для обоих нас будет довольно места». Это письмо Авгаря было послано к Божественному Спасителю с живописцем именем Анания, который, вручив письмо, попытался написать  образ Христа, но  усилия его были тщетными. Между тем Сердцеведец Господь, видя желание живописца, призвал его к себе, потребовал воды, умылся, взял вчетверо сложенный плат (убрус), отерся им – и на этом убрусе чудесно отобразился Лик Спасителя.  Господь отдал плат Анании, сказав: «иди и вручи сие тому, кто послал тебя».Господь  же обещал послать к  царю Авгарю одного из своих учеников. С чувством благоговения принял  царь  посланный ему самим Господом Нерукотворенный образ  и тотчас  исцелился. И лишь только следы от болезни остались на лице  Авгаря, от которых избавил его святой апостол Фаддей, посланный в Эдессу по Вознесении Христовом. Тогда весь город принял Святое крещение.Предание говорит нам, что Авгарь написал  на Чудотворном образе такие слова: «Христе Боже, всякий, уповающий  на Тебя, не постыдится» – и поставил его  над городскими воротами Эдессы, вместо стоявшего там эллинского идола, повелев, чтобы ходящие чрез  эти ворота воздавали поклонение Нерукотворенному образу. Но один из правнуков Авгаря, преданный идолопоклонству, хотел снять Образ и на его место поставить языческого идола. Тогда епископ Эдесский по откровению Божию, пришел ночью ко вратам города, поставил перед Нерукотворенным  образом  зажженную лампаду, закрыл его каменною доскою и заложил стену так, что место это сделалось ровным. В 545 году, во время осады Эдессы Персидским царем Хозроем 1, когда жители этого города были приведены в уныние, Эдесскому епископу Евлавию в видении Божия Матерь указала место, где сокрыта была в стене великая Святыня. Нерукотвренный образ был обретен неповрежденным и лампада не угасшей, а на прикрывавшей его доске запечатлелось другое совершенно точное изображение первого образа. Епископ с народом, в чувстве благоговейной радости совершил по городским стенам крестный ход, обращая Нерукотворенный Лик Христа Спасителя к вражескому стану, после чего все персидское воинство, осаждавшее город, обратилось в бегство.В 944 году  в царствование императора Константина Багрянородного Нерукотворенный образ был перенесен из Эдессы в Константинополь в 16 день августа (ст.стиль) и поставлен в храм Премудрости Божией пред Царскими вратами алтаря. В память этого перенесения  установлено церковное празднество. Существует  предание, что во время разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году, Нерукотворенный образ был похищен и отправлен на корабле в Венецию, но корабль погиб в Мраморном море и Святыня сокрылась в волнах.

 

Об иконопочитании

 

  Православные храмы и их святыни являются свидетельством истинности и законности  иконопочитания.  В настоящее время по-прежнему  есть те, кто порицает нас, поклоняющихся и почитающих изображение Спасителя и Госпожи нашей Пресвятой Богородицы,  и  сверх того, остальных святых и слуг  Христовых.  Таковые не только неправильно понимают заповедь Божию, данную еще  в Ветхом Завете, но и что удивительно,  невнимательно читают и неверно толкуют  Священное Писание: «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им» (Втор.5,8).  В этой заповеди  Бог ясно запрещает делать  языческих идолов,  которых  и изображали идолопоклонники в основном  виде  различных животных и видимой природы и поклонялись этим идолам. Именно это изображение и  идолопоклонение запрещает Бог.Напротив, когда речь идет об истинном богопоклонении, для украшения Вехозаветного храма и для Своего прославления, Бог повелевает Моисею сделать ковчег завета и  изображения двух херувимов  на  крышке ковчега (Исход 25,10, и т.д.). Вот первый храм и  первые образы, первые иконы  святых небесных сил бесплотных  изображение которых – есть Божественное установление. После повеления Богом Моисею  сделать изображения херувимов на крышке ковчега Господь говорит: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» (Исх.25,22). Здесь указано два особенных места присутствия Божия, где должен в молитве предстоять человек Моисей и где Сам Бог будет беседовать к человеку и открываться ему: во-первых это храм, в котором находился ковчег, а во-вторых – это непосредственно у изображений херувимов.Потому и с древних времен святые отцы и подвижники веры и благочестия всею душею стремились  в храмы Божии, а те, кто проводил жизнь в уединении, в пустыне или затворе держали у себя святые иконы.Современные православные христиане сохранили отеческое предание. Образы, которые мы поставляем в честь Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя Богородицы и всех святых мы благоговейно почитаем и поклоняемся не доскам и краскам, но тем, кто изображен; взирая телесными очами на иконы, возводим сердечные очи к  тому, чей образ созерцаем; целуем их устами в том смысле, как ветхозаветный патриарх Иаков целовал окровавленную ризу возлюбленного своего сына Иосифа; почитаем как некогда ветхозаветный народ благочестиво почитал ковчег с изображениями херувимов, воздавая честь не древу и краскам, а Тому в честь и славу Которого ковчег был устроен.

 Богоглаголивый и сильный в толковании божественных предметов свт.Василий Великий говорит, что «честь воздаваемая изображению, переходит на первообраз», т.е. на того,  чей образ отпечатлевается.  Сын Божий, Господь наш Иисус Христос нас ради и нашего ради спасения сошел с небес, воплотился, «воистину сделался человеком  и жил на земле, творил чудеса,  пострадал, был распят, воскрес, вознесся, и все это случилось по-истине, и было видимо (и осязаемо)  людьми, было записано для напоминания нам и наставления тех которых тогда не было,  чтобы мы, не увидев, а  услышав и уверовав, достигли блаженства Господня» (св.Иоанн Дамаскин).  Но так как не все тогда знали грамоты и «не все имели свободное время для чтения», то  святые отцы усмотрели, чтобы все «это (земная жизнь Христа, Его чудеса, страдания и Крестная смерть) – было рисуемо на иконах, для краткого напоминания». «Таким же образом должно думать и о Богоматери, – пишет св.Иоанн Дамаскин. – Ибо честь, воздаваемая Ей возводится на Того Кто от Нея воплотился. Подобным же образом и доблестные подвиги святых мужей возбуждают нас к мужеству и со-ревнованию, и подражанию их добродетели и прославлению Бога».